Заикание.

Формирование речи у детей — очень сложный процесс, в котором участвуют дыхательные пути, лёгкие, голосовая щель, мягкое небо, зубы, язык, губы, головной мозг. Если наблюдается сбой в работе любого из этих органов, а тем более — структур мозга, могут диагностироваться проблемы с речью. Среди них самое распространённое — заикание, которое определяется как периодический спазм верхних дыхательных путей, приводящий к нарушению выговаривания слов. Часть врачей приравнивают его к неврозам.
Это явление мешает социальной адаптации ребёнка,а в запущенной форме будет сказываться на его дальнейших успехах в обучении. Очень важно помочь заикающимся на раннем этапе формирования речи, чтобы справиться с этим недугом к школе.
Причины:
Заболевание описывается даже в древних исторических манускриптах,но причины заикания у детей стали понятны, лишь благодаря русскому учёному И. П. Павлову, который, сформулировав понятие о высшей нервной деятельности, помог разобраться в происхождении неврозов.Нарушения могут определяться внутренними или внешними факторами.

Патологии головного мозга:
Предрасположенность к заболеваниям данного характера может объясняться следующими причинами:

наследственность;

внутриутробные инфекции во время беременности;

гипоксия плода;

недоношенность;

родовые травмы;

темперамент холерика.

В большинстве случаев такого рода проблема определяется генетическими отклонениями. Если ребёнок начал заикаться, как только научился разговаривать, причины нужно искать именно в патологиях головного мозга.

Внешние воздействия:
Но если ребёнок стал заикаться позже, в 3-4 года, причины нужно искать во внешних обстоятельствах. Заболевание могли спровоцировать следующие факторы:

инфекции ЦНС: менингит, энцефалит;

травмы головного мозга: сотрясение, ушиб;

сахарный диабет;

функциональная незрелость больших полушарий у детей до 5 лет: такое заикание проходит без медицинского вмешательства;

инфекции ушей, верхних дыхательных путей;

заболевания, провоцирующие ослабление организма: глисты, рахит, частые ОРВИ и ОРЗ;

сопутствующие заболевания, вторичные состояния: бессонница, энурез, повышенная утомляемость, ночные кошмары;

психологические травмы: от испуга, страха, хронического стресса;

неправильное воспитание: избалованность, изнеженность или, напротив, слишком завышенные требования;

проблемы с формированием детской речи: если родители сами разговаривают быстро и нервно;

подражание взрослым.

Родители должны понять, почему ребёнок заикается: это поможет выбрать правильный курс лечения и обезопасить его в дальнейшем от подобных провоцирующих факторов (имеются в виду внешних).

Очень многое зависит от той эмоциональной обстановки, в которой он растёт. Если она благоприятна, малыш чувствует родительскую заботу (в меру), не обделён любовью, не испытывал никогда серьёзных стрессовых нагрузок, с речью у него проблем не возникает. Если же всё с точностью до наоборот и семья страдает от постоянных конфликтов, кроха зажимается, и в результате у него диагностируется заикание в той или иной форме.
Для клинической картины заболевания характерна одна очень важная особенность. Если заикание обусловлено неврозом, оно усиливается при психоэмоциональном перенапряжении,но практически исчезает в спокойной обстановке.

Если причина — патология головного мозга, проблема будет иметь постоянный характер. При этом судороги мышц языка, гортани, нёба, диафрагмы проявляются разными речевыми нарушениями:

вынужденная пауза в определённом месте слова: соб...ака;

повторение одного и того же звука, когда ребёнок заикается на первом слоге или звуке: с-с-собака, со-со-собака;

сочетание двух предыдущих видов речевого расстройства.

Добавочными симптомами к заиканию становятся:

напряжённость, нервозность ребёнка;

гримасничанье, которое в определённых случаях доходит до нервных тиков;

замкнутость, которая может развиться в социофобию;

психологический дискомфорт во время общения;

неврологические расстройства: плаксивость, раздражительность, различные фобии, агрессивность, плохой сон.

Заикание формирует у ребёнка логофобию — это страх речевого общения с другими людьми. Он заранее ожидает свои неудачи, боится непонимания и насмешек, замыкается и отказывается от разговоров.Поэтому, так важна роль взрослых в его жизни: они должны помочь ему преодолеть все эти барьеры.

Коррекция нарушений речи возможна и приносит хорошие результаты при постоянных занятиях, но всё будет зависеть от того, какой формой заикания страдает малыш.
Существуют различные виды заикания, каждый из которых характеризуется своими особенностями и требует определённой схемы коррекции. На данный момент времени существует несколько классификаций этого речевого нарушения.

В зависимости от причины:

патологическое / генетическое заикание обусловлено нарушениями в работе головного мозга;

нервозное объясняется проблемами с нервной системой.

В зависимости от речи:

тоническое заикание, когда ребёнок делает вынужденную паузу в определённом месте слова;

клоническое, когда происходит повторение одного и того же звука, слога или слова;

смешанное, когда диагностируется сочетание тонического и клонического заиканий.

В зависимости от формы протекания заболевания:

постоянная форма, при которой заикание является неизменным спутником ребёнка в любой ситуации;

волнообразная форма, когда оно временами усиливается или уменьшается, но совсем не проходит;

рецидивирующая форма — это появление заикания после какого-то периода его отсутствия.

Логопед при обследовании ребёнка выявляет вид его заикания и уже после этого назначает ту или иную методику коррекции, каждая из которых подбирается индивидуально. Главное — вовремя отвести малыша к специалисту и пройти до конца весь путь лечения. А начать придётся с обычной диагностики.

Полноценное обследование детей с заиканием предполагает консультации у следующих специалистов:

логопеда;

педиатра;

невролога;

психолога;

психиатра.

С помощью всевозможных тестирований и инструментальных обследований врачи проверяют:

анамнез заболевания;

наследственность;

сведения о раннем развитии ребёнка — психоречевом и моторном;

обстоятельства и время возникновения заикания;

локализацию, форму, частоту речевых судорог;

особенности темпа речи, голоса, дыхания;

сопутствующие нарушения (двигательные или речевые);

логофобию.

У заикающихся деток проводят обследование звукопроизношения, лексико-грамматического содержания речи, фонематического слуха. Логопедическое заключение содержит в себе описание формы, степени заикания и характер судорог. Патологию необходимо дифференцировать с тахилалией, дизартрией, спотыканием.

Для выявления органического поражения нервной системы невролог может назначить:

ЭЭГ;

реоэнцефалографию;

МРТ головного мозга;

ЭхоЭГ.

Только после всех этих обследований врачи могут сказать, как вылечить заикание у ребёнка в том или ином случае, потому что каждый из них индивидуален и практически неповторим. Полное выздоровление могут гарантировать только регулярные занятия, упорство, желание и точное следование всем рекомендациям специалистов. Лечение должно быть комплексным.
Самые известные заики — пророк Моисей, оратор Демосфен, физик Исаак Ньютон, писатель Льюис Кэрролл, красавица Мэрилин Монро, политик Уинстон Черчилль, актёр Брюс Уиллис и многие другие.

Статьи

Заикание–одн

 ОСЕНЬ– такая пора, когда взрослому-то грустно и слякотно. А уж что говорить про малыша?