"ВОЛШЕБНАЯ" СЕНСОРНАЯ КОМНАТА

Оборудование нашей « Волшебной (сенсорной) комнаты» создавалось с учётом того, что мозг человека активизируется стимуляцией базовых чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) и вестибулярных рецепторов.

ФОТО МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ- ЗДЕСЬ

В сенсорной комнате ребенок не подвергается никаким давлениям извне и ощущает себя в полной безопасности, что способствует развитию психических процессов ( памяти, внимания, мышления, восприятия), органов чувств, вестибулярного аппарата и коррекции личностных особенностей, а также релаксации.

Повышение интереса, движение и познание – вот ключи к развитию активного обучения детей. Всё это заложено в оборудовании нашей сенсорной комнаты, значительно повышающей эффективность и результативность образовательных, стимуляционных и релаксационных мероприятий. Кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым , что повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу.

Большое внимание было уделено механической стимуляции подошвы ног детей. Ведь подошва стопы – это скопление активных точек, рефлекторно связанных с внутренними органами, и специалисты рекомендуют как можно чаще ходить босиком на природе. С этой целью в сенсорной комнате была создана зона естественного природного ландшафта, которая позволяет ребёнку почувствовать себя максимально приближенным к природе, полюбоваться красивым лесным пейзажем, пройти босиком «по дну озера», камешкам, лежащим на его дне, по короткой густой траве и т.д., ощутив рецепторами стопы твёрдость и мягкость, гладкость и шероховатость, тепло и холод поверхностей дорожек.

Оформление интерьера, цвет оборудования, подбирались с учетом их психотерапевтического воздействия на психическое здоровье ребенка.    

 

   Перечень оборудования сенсорной комнаты.

 

1.         Мягкое напольное и настенное покрытие;

2.         Напольные  детские сенсорные дорожки АЛ 415;

3.         Центр тактильности;

4.         Центр, развивающий активность;

5.         Центр спокойных игр;

6.         Аквалампа;

7.         Проектор направленного света;

8.         Зеркало;

9.         Мягкие подушечки;

10.      Аромонабор. Установка «ЭфА» Ультразвуковой распылитель для ароматерапии;

11.      Набор тактильных шариков, и мн. мн. Другое;

12.      Прибор для создания успокаивающего эффекта мод «Солнечный-100»;

13.      Колесо светоэффектов для Солнечного;

14.      Прибор для создания динамического успокаивающего эффекта, модель «Плазма 250»;

15.      Детский зеркальный уголок с пузыр.колонной(класс престиж);

16.      Интерактивный сухой бассейн 150x150x66см с подсветкой и переключателями с прозрачными шарами;

17.      Зеркальный шар АС-25-15 с приводом;

18.      Прибор для создания световых эффектов «Зебра-50»;

19.      Набор рыбок для пузырьковой колонны;

20.      Тактильная акустическая настенная панель (150x120см);

21.      Пучок фибероптических волокон с боковым свечением, модель «Звёздный дождь» 100 волокон длиной 200см с ФОС 50ГЛ. 

Роль сенсорной комнаты в реабилитации детей с нарушениями развития.

Программа динамической реабилитации детей с отклонениями в развитии предусматривает различные виды стимулирующего воздействия. Особенно важно, чтобы ребенок активно участвовал в этом процессе, а занятия по освоению двигательных навыков, развитию мотивации, осознанных волевых усилий были посильными, усложнялись постепенно и доставляли ребёнку удовольствие. Для этого прежде всего необходимо подобрать модули (расслабляющего и активизирующего характера), которые создавали бы комфортную обстановку и вызывали положительные эмоционально – моторные реакции у ребёнка. В этой связи особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и звука, ощущений и ароматов, нежные звуки успокаивающей музыки. Различные мягкие модули: шары, колеса, ступеньки, колонны, бочки, «сухой бассейн» с подсветкой, заполненный цветными шариками, - способствуют освоению и совершенствованию двигательных навыков. Мягкое покрытие пола, пуфики, подушки оказывают приятное, расслабляющее действие, обеспечивают возможность удобной позы, мягкой поддержки.

Создание сенсорной комнаты и периодический, многократный (до 4 – 5 раз и более) режим пребывания ребёнка в этой комнате позволяют решать задачи его реабилитации.

 

Виды и формы работы в сенсорной комнате.

 

Наименование

оборудования

Назначение

Виды и формы работы

Мягкое напольное и настенное покрытие

Релаксация.

Снятие негативных эмоций и состояний.

Развитие воображения.

Развитие:

·      Образа тела;

·      Общей моторики;

·      Пространственных представлений.

Саморегуляция психического состояния.

Упражнения на релаксацию.

Упражнения на воображение.

Игры на снятие агрессивности

Сухой бассейн

Снижение уровня психоэмоционального напряжения. Снижение двигательного тонуса. Регуляция мышечного напряжения.

Развитие:

·      Кинестетической и тактильной чувствительности;

·      Образа тела;

·      Пространственных восприятий и представлений;

·      Проприоцептивной чувствительности.

Коррекция уровня тревожности, агрессивности

Игра «Море шариков».

Имитация плавания.

Игра на снятие агрессивности.

Игровые упражнения по коррекции уровня тревожности.

Упражнения на релаксацию.

Сеансы психофизической разгрузки.

Игры на воображение.

Игра «Дыши и думай»

Напольные сенсорные дорожки

Развитие:

·      Проприоцептивной чувствительности;

·      Рецепторов стопы;

·      Координация движений;

·      Кинестетической чувствительности;

·      Мыслительной деятельности;

·      Речи, умения передавать ощущения, эмоции в речи;

·      Произвольного внимания.

Закаливание.

Профилактика плоскостопия.

Игры – путешествия.

Игры на воображение.

Игры на коррекцию уровня сложности.

Игра «Кто за кем?».

Игра «Быстро – медленно».

Ребристый мостик

Развитие:

·      Кинестетической и тактильной чувствительности;

·      Рецепторов стопы;

·      Вестибулярного аппарата;

·      Коммуникативных навыков.

Профилактика плоскостопия.

Коррекция страхов

Игра «Через речку».

Игра «Быстро – медленно».

Игра «Победи свой страх».

Игра «Кто за кем?».

Балансировочная дорожка

Координация движений.

Развитие:

·      Вестибулярного аппарата;

·      Умение передвигаться по ориентирам;

·      Произвольного внимания, памяти

Игра «Прогулка по четырём временам года».

Игра «Четыре стихии».

Игра «По следам».

Игра «С кочки на кочку».

Упражнение «Держи равновесие!».

Центр тактильности

Активизация развития познавательных процессов: мышления, внимания, памяти.

Координация зрительных и тактильных анализаторов.

Развитие:

·      Мелкой моторики;

·      Восприятия и воображения;

·      речи

Тренинг творческих тактильных восприятий. Игра – занятие «Найди и покажи».

Игра - занятие «Найди на ощупь».

Упражнение «Опиши предмет».

Центр, развивающий активность

Стимуляция индивидуальной и групповой деятельности.

Развитие:

·      коммуникативных навыков;

·      мыслительной деятельности;

·      внимания;

·      мелкой моторики;

·      зрительной, слуховой и осязательной активности.

·      Координация движений

Игра с калейдоскопом.

Игры со светящимся браслетом.

Игры с водными игрушками «надень кольцо».

Игры со звучащими игрушками

Центр спокойных игр

Стимуляция зрительных и тактильных ощущений.

Развитие:

·      Коммуникативных навыков;

·      Познавательных процессов;

·      Восприятия и воображения;

·      Речи.

 

Игра «Найди и покажи твёрдые и мягкие поверхности».

Игра «Найди и покажи гладкие, колючие и шероховатые предметы».

Игра «Опиши предмет».

Тренинг творческих тактильных восприятий

Аквалампа (световое и вибрационное воздействие)

Развитие:

·      визуального восприятия;

·      тактильного восприятия;

·      цветовосприятия.

Активизация внимания.

Релаксация в процессе идеомоторных движений и представления образов

Сказкотерапия.

Цветотерапия.

Упражнение «Танец шариков».

Игоа «Праздник на морском дне».

Комплекс упражнений «Цвет»

Проектор направленного света

Обогащение восприимчивости и воображения.

Музыкотерапия.

Светотерапия.

Зеркальный шар (проецирование специальных свето-эффектов)

Развитие:

·      зрительного восприятия;

·      ориентировки в пространстве;

Создание психологического комфорта.

Снижение уровня тревожности.

Коррекция страхов.

Релаксация: воздействие зрительных образов

Сказкотерапия.

Комплекс упражнений для коррекции страхов.

Комплекс упражнений по релаксации.

Упражнение «Солнечные зайчики».

Игра «Путешествие к звезде».

Упражнение «Дискотека».

Зеркало

Развитие:

·      мимики и пантомимики;

·      Умение выражать различные эмоциональные состояния.

Снижение нервно-психического и эмоционального напряжения.

Формирование уверенности в себе

Игра «Обезьянки».

Игра «Клоуны».

Игра «Отгадай настроение».

Игра «Приветствие».

Тренинг эмоциональных состояний

Мягкие подушечки (разной формы)

Развитие фантазии и воображения.

Снижение уровня тревожности.

Снижение уровня агрессивности.

Формирование навыков саморегуляции

Игра «Уходи злость».

Игра «Выбиваем пыль».

Игра «Упрямая подушка».

Аромонабор

Развитие обоняния.

Формирование умения дифференцировать запахи.

Стабилизация психического состояния.

Релаксация

Игры:

«Мой любимый запах».

«Ароматы цветов».

Упражнение «Узнай запах».

Программа музыкального сопровождения.

Обогащение восприятия и воображения.

Создание психологического комфорта.

Релаксация: воздействие слуховых образов.

Снижение нервно-психического и эмоционального напряжения.

Активизация двигательной активности.

Формирование навыков саморегуляции

Музыкальное фоновое сопровождение игр, упражнений, заданий, релаксации.

Набор тактильных шариков с поверхностью из разных материалов

Развитие:

·      Познавательных процессов;

·      Мелкой моторики.

Активизация мышления и внимания.

Стимуляция тактильных анализаторов.

Стимулирующее и расслабляющее воздействие

Комплекс заданий на определение:

·      Разнообразия поверхностей;

·      Твёрдости и мягкости;

·      Видов материалов;

·      Тепла и холода поверхностей;

·      Веса;

·      Скорости движения шариков по плоскости в зависимости от вида их поверхности и веса

Набор геометрических тел (конус, цилиндр, шар)

Развитие:

·      Познавательных процессов;

·      Мелкой моторики;

·      Произвольного внимания, памяти.

Активизация мыслительной деятельности (анализа и синтеза).

Стимуляция тактильных анализаторов.

Комплекс заданий на определение и сравнение:

·      Формы геометрических тел;

·      Вида материалов;

·      Поверхности;

·      Движение шара, куба, цилиндра, конуса

 

 

 

 

 

 

 

 

Статьи

Детские истерики, с пронзительными криками, катанием по полу и дрыганьем ногами - явление очень распростр